Южная бухта – первое, что видят из окон своих вагонов жители и гости города, прибывающие в Севастополь по железнодорожному пути. Не столь давно взор направляющихся в Севастополь людей стали радовать появившиеся в бухте дорогие белоснежные яхты, базирующиеся на новой яхтенной стоянке «Царская пристань». Думаю, до их прихода туда, мало кто обращал внимание на старое и неказистое с виду сооружение, на фоне которого они пришвартованы. А ведь это здание крупнейшего в Крыму холодильника, построенного и вступившего в строй еще в мае 1928 года.
А еще ранее, в начале XX века, это место было известно как Малая царская пристань.
Самое тихое место в Севастопольской бухте, расположенное фактически в самом центре города.
Прибывая на городской железнодорожный вокзал Император Николай II, молился вместе со своей семьей в небольшой церквушке, расположившейся здесь же, а затем от Малой царской пристани на императорской яхте «Штандарт» они отправлялись из Севастополя в Ливадию. Видимо поэтому современная яхтенная стоянка и получила столь громкое название – «Царская пристань».
Но вернемся к необычному зданию. На первый взгляд, оно не выглядит большим. Однако на момент постройки этот холодильник был одним из самых мощных в стране. Его вместимость составляла 15 тыс.ц. различных грузов.
И совершенно не случайно это сооружение стоит прямо у морского берега, недалеко от железнодорожных, автомобильных и, конечно же, водных путей. Ведь именно этими тремя способами туда поставляли продовольствие.
За внешней обычностью неприметного здания прячутся огромные, полуразрушенные подвалы и залы, так и оставшиеся практически в том виде, в каком их оставила Великая Отечественная война. Именно так. После войны внутри здания практически не произошло никаких изменений.
Во время обороны Севастополя в Южной бухте базировались советские боевые корабли, которые вели огонь по позициям немцев.
Из воспоминаний очевидцев: «... а Новый 1942 год запомнился еще и тем, что мы встречали его дома, где были выбиты почти все стекла. Стекла разбил главный калибр линкора "Парижская коммуна", который 29 декабря вместе с несколькими другими кораблями, пришедшими с Кавказа, вел огонь по немецким позициям на Мекензиевых горах и другим ответственным участкам обороны, стоя на якоре в Южной бухте возле холодильника». На фото эскадренный миноносец "Свободный", пришвартованный около здания холодильника
Он же ведет огонь по позициям немцев (апрель 1942 года)
После многочисленных бомбежек, от которых страдал в годы войны Севастополь, это здание оказалось одним из немногих в округе, почти полностью уцелевшим. Есть даже основания предполагать, что немцы держали в этих залах военнопленных. Но этот факт не является достоверным.
Здание холодильника на фото Евгения Халдея. Май 1944 года. Первые дни после освобождения Севастополя.
Это место также упоминается в воспоминаниях очевидцев: "...питались мы с хозяйкиного огорода и остатками моей добычи. Вскоре после захвата города немцы раздали населению запасы из городского холодильника, которыми сами не могли воспользоваться. Они просто сняли охрану, оставив открытыми ворота, а толпа людей, прослышавших об этом, растащила все, что можно было унести. Мне тогда удалось притащить домой тушу барана..."
Разгрузочно-погрузочная рампа одного из залов. Некогда здесь сновали работники, располагая привозимое продовольствие по своим местам
В здании 4 этажа. Наш путь к залам начался с подвальной части.
Пройдя по мрачному подвальному коридору можно с трудом найти лестницу, ведущую наверх, к основным залам.
Перила ветхие и частично разрушены временем.
Эти «крепкие» двери на каждом этаже ведут в один из бывших камер-хранилищ продовольствия, поступающего в город.
После войны здание было частично восстановлено, и с 1949 года продолжало функционировать как городской холодильник. Сегодня от былого остались лишь прорехи в стенах да провалы в полу
В здании есть 2 лифтовые шахты, которые обслуживали 2 машинных отделения, расположенных на 4 этаже.
В контрасте с внешним, относительно вписывающимся в общий городской интерьер, видом здания, внутренняя фактура поражает своей необычностью. Например, соломенные стены в машинном отделении лифтовой шахты.
Помещение машинного отделения абсолютно темное, в нем нет света. В полу много дыр, поэтому ходить там стоит предельно аккуратно.
В самих залах кое-где даже есть старые лампы накаливания в полуистлевших патронах. Удивительно, но это так. Все дело в том, что здание было выкуплено инвесторами довольно давно и находится под постоянной охраной. Именно поэтому его не растерзали и не изгадили бомжи и подростки
Двери, ведущие в складские помещения, поражают своей толщиной и многолетним слоем паутины, покрытой таким же многолетним слоем пыли. Чего только не происходило в этом здании за почти 100 летний период.
Стены под слоем пыли и паутины
После нескольких часов проведенных внутри этого старого здания, забываешь, что выйдя наружу перед тобой, снова окажутся современные яхты, автомобили, дороги со снующим транспортом и солнечный свет, весело играющий на морских волнах Царской пристани…
Дни или недели. Недели или месяцы. И таинственность некогда одного из важнейших для города зданий навсегда исчезнет под штукатуркой и акриловой краской реставраторов, превращающих старый городской холодильник в ультрасовременную марину…